Программа Кружока "Моя метеостанция"
для детей старшего возраста
срок реализации -1 год
Руководитель кружка
Рутц Светлана Николаевна
Программа кружка
по нетрадиционной технике рисования
в младшей группе: «Волшебные ручки»
(срок реализации 1 год)
Общие сведения о кружке:
Количество детей – 7 детей
Возраст –4-5 лет
Количество занятий в неделю- 1 раз в неделю (вторник)
Время: 15.10-15.25
Программа кружка "Волшебные ручки" (средняя группа 4-5 лет)
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерств».а в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Актуальность программы
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Особенности программы
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пробкой, т.д.)
- обучать основам создания художественных образов.
- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Перспективный план кружковой работы
Программа "Волшебные ручки" ( младшая группа 3-4 года)
Актуальность программы
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)
-Рисование ватными палочками: ребёнок опускает в пальчиковую краску ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу
Перспективный план кружковой работы здесь
Из фотоархива кружковой работы: